??????




На главную
Наш ассортимент:
Головные уборы из велюра
Головные уборы повышенной сложности из велюра
Зимние головные уборы
Вечерние головные уборы
Летние шляпки из соломки
Летние шляпки из сеномей
Свадебные головные уборы
Мужские головные уборы
Головные уборы для сцены
Прайс-лист
Контакты
Достижения
Статьи о Фирме
Интересное о шляпах
Архив
Ссылки
Яндекс цитирования

История шляп




АЛЛОНЖ (от франц. allonger - удлинять) - парик с длинными волнистыми локонами. Был введен при дворе Людовика XIV (1638-1715) во второй половине XVII века. Символизировал и дворянские привилегии, и мужскую силу. Поскольку должен был напоминать львиную гриву, поначалу изготовлялся белокуро-рыжеватым. Первое время эти парики были похожи на "большое взбитое облако" из локонов. Но с 1770-х годов завивка становится строже. Локоны укладываются горизонтально, а размеры их увеличиваются. Надо лбом взбивают тупей. Королевский куафер Биннет назвал такой парик "гранд инфолио" (по: Сыромятникова И. С. История прически. М.: Искусство, 1983). Новые парики были преданы церковью анафеме. Но стоило им выйти из моды (в XVIII веке), и святые отцы стали рекомендовать громоздкие парики как почтенное украшение для мужчин. Знаток нравов галантного века Эдуард Фукс высказался так: "Введение парика allonge было тем средством, на которое прежде всего напали, чтобы дать возможность мужчине принять позу величественного и могущественного бога. Надо было начать с прически, которая служит не только неизменной рамкой для головы, но и наиболее удобным средством продемонстрировать другим свою сущность. Ничто так хорошо не позволяет казаться простым, скромным, сдержанным, задумчивым или смелым, дерзким, веселым, фривольным, циничным или, наконец, чопорным, недоступным, величественным, как именно специфическая прическа. В настоящем случае речь идет о стереотипном достижении именно впечатления величественности. Парик allonge решил эту проблему. В нем голова мужчины становилась величественной головой Юпитера. Или, как выражались тогда: лицо выглядывало из рамки светлых локонов, как "солнце из утренних облаков". Для усиления этого впечатления, для доведения его до крайности пришлось пожертвовать главным украшением мужчины - бородой. Борода в самом деле исчезла вместе с воцарением парика и снова появилась, лишь когда он исчез" (Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М. Республика. 1994). В наше время аллонжи носят английские судьи.
БАРЕТТ (от итал. barretta - головной убор кардинала) - мягкий плоский головной убор в Западной Европе эпохи Возрождения. Этимология слова указывает на галльское происхождение. В XV веке становится головным убором "для духовенства и имущих". Мужской баретт первой половины XVI века во Франции в типичном для знати исполнении представлял собой БАШЛЫК (по-татарски капюшон, - откидной капюшон с длинными концами, которыми обматывают шею. В российский светский обиход пришел вместе с бурнусом в 1830- 1840 годах. Шили из белого и черного сукна, отделывая тесьмой и кистями в арабском стиле. С 1862 года башлык стал принадлежностью военного головного убора регулярных частей донского и кавказского казачества; с 1871 года - в других войсках. Военный башлык был светло-желтым, из верблюжьего сукна и оторачивался желтой тесьмой. Офицерские башлыки отличала золотая или серебряная тесьма. Военные закидывали свои башлыки за спину; концы его заправляли под погоны, скрещивали на груди и затягивали поясным ремнем. В русской армии продержались до 1917 года. Башлык взяли на вооружение германская и французская армии - его удобство в походных условиях не оставляло сомнения. Гражданская одежда к концу XIX века лишилась башлыков, он сохранился лишь в детской одежде.
БЕРЕТ (от франц. beret - баскская шапочка, произошедшего в свою очередь от лат. birrum - плащ с капюшоном) - мягкий головной убор без козырька, обычно из бархата, сукна или шелка. Прототип берета - ренессансный баретт .В нынешнем виде появился во Франции в начале XIX века, в пору становления романтизма в литературе и искусстве. В 1820-1830-е годы дамские береты, украшенные перьями, цветами и камнями, были частью парадного туалета - настолько, что дамы оставались в них в театре, на балах и званых обедах. Одна из современниц не без оснований сравнила береты с лукошками, набитыми ворохом перьев, цветов, перепутанных блондами.
БЕСКОЗЫРКА МОРСКАЯ - фуражка без козырька и с лентой. Первоначально лента служила для того, чтобы бескозырку не срывало ветром с головы. На русском флоте бескозырка с 1872 года, хотя само слово вошло в русский язык в первой трети XX века. На ленте бескозырки писали название корабля или номер флотского экипажа. На современных бескозырках на ленте пишут наименование флота или военно-морского училища. С 1943 года на лентах бескозырок матросов и старшин гвардейских кораблей - черно-оранжевые полосы (расцветка ордена Славы).
БОЛИВАР (франц. bolivar) - шляпа с сильно расширенной вверху тульей и широкими полями. В 1820-е годы, когда демократические слои Европы радовались успехам борцов за независимость южноамериканских колоний, в моду вошла шляпа предводителя этого движения, названная его именем - боливар. Боливар носили современники Пушкина ("Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар..."). Из-за его широких полей "невозможно было пройти в дверь, не снимая с головы шляпы", - писал М. И. Пыляев. Политические оппоненты либералов носили шляпы с узкими полями - мурильо (по имени противника Боливара Мурильо). Вообще весь XIX век в Европе отмечен попытками сделать шляпу политическим символом.
БУДЕНОВКА (БОГАТЫРКА, ФРУНЗЕВКА) - красноармейский суконный головной убор, сделанный по типу древнерусского богатырского шлема. В 1918 году в России была учреждена временная комиссия по выработке формы обмундирования для Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), и Народный комиссариат по военным делам объявил конкурс на лучшие образцы новой военной формы. "Формы обмундирования, - говорилось в условиях конкурса, - вполне отличаясь от старых, должны быть спортивно-строгими, но изящными в своей демократической простоте и отвечающими по стилю духу народного творчества", художники В. Васнецов и Б. Кустодиев с начала первой мировой войны революции занимались разработкой униформы для русской армии. Идея заключалась в том, чтобы придать облику русского солдата черты древненерусского воина. С этой целью они изучали подлинные образцы древ- нерусского воинского снаряжения из Оружейной палаты и других музеев. Ничего не было проще, как взять на вооружение уже разработанную и изготовленную униформу, тем более что ее запасы хранились на складах, и в конце 1918 года Реввоенсовет Республики утвердил новый тип военного головного убора - суконный шлем с шишаком, шинель с "разговорами" (нагрудными хлястиками), рубаху и кожаные лапти (сапоги для красноармейцев были недоступны в разоренной стране). Головной убор красноармейца был назван богатыркой. Первыми богатырку надели красноармейцы Иваново-Вознесенска. Но уже в 1920 году, поступив на обмундирование Первой Конной армии, которой командовал С. М. Буденный, богатырка становится буденовкой. Называли этот шлем и фрунзевкой (1920), так как М. В. Фрунзе в то время командовал армией в Туркестане. Буденовки шили из сукна. Специальные отвороты делали их удобными и теплыми. Цвет звезды на шлеме (тоже суконной) отличал род войск. Буденовка сохранилась в Красной Армии до начала Великой Отечественной войны.
ВЕНОК (лат. corona) - имеет минимум три значения: венок, венец, гирлянда. Изготавливались венки из листьев со стеблями и ягодами, из цветов, серебра и золота, различных трав, шерсти и пр. Их носили как украшение и знак отличия, но не в качестве короны в ее современном понимании. Этой цели служила диадема (diadema). Венки украшали головы полководцев, победителей спортивных игр, участников пиров и жертвоприношений, ораторов, жрецов, сановников. Греки, например, встречались за пиршеством в венках из мирта, фиалок, роз и листьев серебристого тополя, ветвей плюща. Определенными растениями в венке обозначались род занятий, общественное положение, сан. Архон, представитель высшей выборной должности в древних Афинах, являлся к народу в миртовом венке. Храбрый воин мог рассчитывать на венок из дубовых или оливковых листьев. Победившего в играх и знаменитого актера ждали венки из лавра, плюща, сосны, маслины и золота (или позолоченные). Сановнику и оратору венок гарантировал неприкосновенность. Были у древних также венки позора: на доносчиков и обманщиков надевали венки из аканта (травянистого растения), на прелюбодеев - из овечьей шерсти. Жрецам надлежало носить венки из растений, посвященных их богам. Прославленного поэта увенчивали лавровым венком. Слово "лауреат" произошло от латинского laurea, обозначающего лавровое дерево. Laureatus в переводе с латинского - увенчанный лаврами. Во времена Римской империи лавр символизировал мощь, победу и мир. Лавровый венок триумфатора жертвовался храму Юпитера на Капитолийском холме (кстати, в Древнем Риме в отличие от Древней Греции юношам носить венки запрещалось) . Даже пленного, проданного в рабство, отличали венком; отсюда выражение sub corona venire - продать в рабство. Обреченный на смерть отправлялся к месту казни в мученическом венке corona fidei. Перед тем, как надеть венок, голову повязывали шерстяной лентой. Древние римляне завели строжайшую регламентацию по части награждения венками, кроме того, венок или венец не должны были оставлять никакого сомнения относительно того, за что они получены. Тому, кто первым врывался в неприятельский лагерь или выбегал на вал вражеского укрепления, надевали обруч с украшением в виде забора - corona castrensis (vollaris). Взобравшийся первым на стену осажденной крепости получал corona muralis с украшением в виде зубцов крепостной стены. Другой венок - corona classica, украшенный миниатюрными носами (рострами) кораблей, возлагали на героя, отважившегося первым ступить на борт неприятельского корабля Иначе его называли corona rostrata. От Тита Ливия (59 год до н. э. - 17 год н. э.) мы узнаем о венке corona obsidionalis, которым удостаивался освободивший город (лагерь) от неприятельской осады. Высшей наградой считался венок из дубовых листьев - corona civica (querna), им награждали за спасение жизни соотечественника на войне и вывешивали на дверях дома, где жил спасенный. Триумфатор въезжал в Рим, увенчанный золотым венком, составлявшим часть его наряда вместе с расшитой тогой (см., toga picta), туникой (см.) с пальмовыми узорами (tunica palmeto) и жезлом, отделанным слоновой костью (scipio oberneus). Триумфатора награждали одним из трех венков. Во-первых, лавровым венком из ягод, какой венчает Антония (если судить по его изваянию), полководца, верного сподвижника Юлия Цезаря, погубленного, как известно, своей пылкой привязанностью к Клеопатре. Другой венок триумфатора - тоже лавровый и золотой - не надевали на голову, а держали над ней особые чиновники, когда тот ехал в своей триумфальной повозке. Так изображен император Тит (39-81) на триумфальной арке в честь взятия и разрушения Иерусалима - с той лишь разницей, что венок над его головой держит крылатая богиня Виктория, всего лишь поэтический образ упомянутых выше чиновников. И наконец, это мог быть золотой "провинциальный" венок (corona pro-vincialis) полководца, который, как и все другие подношения, он получал из многочисленных провинций Римской империи. Малый триумф (ovatio) отмечался в более скромном венке из мирта (corona ovalis). На дверях дома, где родился ребенок, древние римляне вывешивали венок из лавра или петрушки (corona natalica). До недавнего времени подобный обычай существовал у голландцев. Во время праздничных пиршеств головы украшали венками из цветов (corona pactilis). Члены жреческих коллегий "плясунов" (salier), посвященные богу Марсу, проводили свои праздники в венках из бутонов роз без стеблей (corona sutilis). Сохранился каменный барельеф, где в таком венке предстает императрица. И у греков, и у римлян во время домашних праздников было принято надевать на шею и грудь гирлянды из цветов, о чем поведали миру Овидий и Цицерон. Такая гирлянда называлась corona longa. Античных богов или обожествленных героев изображали в corona radia-ta, т. е. лучистых венках. Не устояли перед искушением надеть на свои головы такие венки и римские императоры. Именно в этом венке изображен божественный Август на гемме, хранящейся в собрании герцогов Мальборо.
ВЕНЕЦ ЦАРСКИЙ - головной убор русских царей в виде остроконечной, восточного типа, шапки из золота и серебра, украшенной драгоценными камнями, жемчугом, эмалями и проч. Государственная регалия, символ самодержавной власти наряду с державой и скипетром. Вошел в ритуал венчания на царство при Иване Калите (правил с 1325 по 1340 год), он венчал им своего старшего сына. В 1462 году о шапке-венце упомянул в духовной грамоте Василий П. Золотым венцом венчался на царство Иван III (1462). Легенда о византийском происхождении Шапки Мономаха родилась, по-видимому, при Василии III (1479- 1533). Утвердилась молва, будто бы византийский император Константин IX Мономах (ум. 1054) прислал ее в дар киевскому Князю Владимиру II Мономаху (1053-1125), хотя Константин IX Мономах умер почти за шестьдесят лет до того, как Владимир II Мономах стал киевским князем (1113). Версия эта внедрялась в сознание подданных, так как доказывала преемственность великокняжеской и царской власти от византийских императоров. В. Ф. Малиновский (1765-1814), автор "Описания древнего российского музея под названием мастерской я оружейной палаты" (М., 1807), установил, что шапка Мономаха в действительности изготовлена в 1624 году для царя Михаила Федоровича. У венца есть признаки и арабской и бухарской работы. Золотой венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. "Рядовые" князья довольствовались зубчатыми обручами или обручами с трилистниками. В 1574 году Иван Грозный неожиданно возвел на "великое княжение всея Руси" касимовского хана Саина-Булата, при крещении названного Симеоном Бекбулатовичем. В известной челобитной великому князю "всея Руси" Грозный униженно называл себя Иваном Московцем. По преданию именно для Симеона Бекбулатовича изготовили царский венец - Казанскую шапку. Правда, спустя два года Грозный похватился и отправил Великого государя великим князем в Тверь. Вполне удовлетворительная версия происхождения Казанской шапки, если бы не опись царского имущества, сделанная по смерти царя Федора Алексеевича (1682), где Казанская шапка приписывается последнему казанскому хану Едигеру Махмету, крещенному в 1553 году также Симеоном. Венец был украшен крупным рубином ("лалом"). Царь Михаил Федорович не удержался от соблазна и перенес его на свой венец (1627), а в конце XVII века знаменитый рубин уже красуется на алмазной шапке царя Ивана Алексеевича. Ганс Кобенцль, посол германского императора Максимилиана II, видел в 1576 году на царском приеме "как огонь горящие рубины величиной с куриное яйцо" на венцах Ивана Грозного и его сына. Шапкой Мономаха второго наряда в 1682 году венчали на царство малолетнего Петра I. Царя Ивана, старшего брата Петра I и его соправителя, венчали древней Шапкой Мономаха. Кроме того, для царствовавших вместе Ивана и Петра были изготовлены шапки с множеством алмазов, изумрудов, турмалинов, создававших сплошное сияние вокруг юных царственных голов. У царя Ивана Алексеевича была еще про запас драгоценная шапка из золотой парчи (алтабаса) с ажурными запонами и драгоценными камнями. К началу XVII века в царской казне хранилось семь венцов. Из них после смутного времени уцелели только два: Шапка Мономаха и Казанская шапка.
ВЕНЦЫ БРАЧНЫЕ - возлагают в церкви на жениха и невесту при венчании. На Руси такие венцы были медными, железными, деревянными, лубяными, золочеными, расписными. У древних греков и римлян головы жениха и невесты украшали венки (см.) из живых цветов, мирта или виноградных ветвей. Нередко это были простые головные повязки. Православная церковь преобразила венки и повязки в образ царской короны (см.), чтобы полнее выразить "величие и смысл христианского брака, где славою и честью венчаются двое в плоть едину, и в знак их непорочности и победы над страстями". Дневнерусские венцы украшались иконой Знамения Божией Матери. С XVI века на венцах царствующих особ появляются иконы Спасителя и Богородицы; нередко на брачных венцах были изображения Адама и Евы. Венцы стали подобием императорских корон - очень скромные, даже бедные для простого люда и сверкающие бриллиантами для богатых и родовитых. Русские императрицы от Марии Александровны (1824-1880), жены Александра II, до Александры Федоровны (1872-1918), жены Николая II, при венчании надевали брачный венец (корону), изготовленный в 1800 году из знаменитого алмазного пояса Екатерины II. Венец осыпан более чем полутора тысячами алмазов. Неведомыми путями он оказался после Октябрьской революции за границей и сейчас его можно видеть в коллекции Мариории Пост (США), супруги американского посла в Советской России в 1930-е годы
ВЕРХОВКА - простонародная поволжская мужская валяная шляпа (XIX - начало XX веков). Валяли вместе с валенками; сваленную овечью шерсть варили в кипятке и сушили на солнце. Тулья верховки расширялась кверху, а поля были прямыми.
ДВУУГОЛКА - двурогая шляпа, появившаяся в конце XVIII века на смену треуголке, более громоздкой и неудобной. Двууголка легко складывалась и занимала меньше места - качества важные, тем более что на приемах и балах кавалеры не расставались со своими шляпами. В России начала прошлого века ее называли Веллингтоном. Наряду с кивером (см.) двууголка в русской армии была распространенным головным убором офицеров с 1803 по 1845 год. По ширине и фасону галунов на бортах шляпы, по кокарде и плюмажу (см.) различались чины. На портрете генерал-адъютанта князя А.С.Меншикова (правнука сподвижника Петра I) кисти Д. Доу (1826) он изображен в двууголке с генеральским плюмажем из черных, оранжевых и белых петушиных перьев. Надетая углом вперед, "в поле", она указывает на то, что ее владелец чин императорской свиты. Ее также носили адъютанты, офицеры Генерального штаба, инженеры. В России двууголка до первой мировой войны была частью парадной одежды чиновников, а в иных странах сохранилась до сих пор в униформе военных и дипломатов.
ДИАДЕМА (лат. diadema) - в первоначальном виде голубая или белая повязка, которую носили азиатские правители (персидские, армянские, парфянские) и еврейские первосвященники. Впоследствии стала широкой повязкой, многими народами наделенная княжескими атрибутами. Такую диадему носил брат Клеопатры Птолемей. Если судить по сохранившимся произведениям искусства (например, геммам), то диадема порой была равнозначна нынешней королевской короне.
ЕРМОЛКА (от тур. амурлык - дождевик) - шапочка, домашний колпак. Шилась "вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки" (по В. И. Далю).


Головные уборы демисезонные; кепи, береты;
Головные уборы зимние.
Шляпы свадебные и шляпы вечерние.

Наверх
Россия, 443110, Самара, а/я 4228
тел./факс(846) 926-86-29
mailto:ingrid-s@mail.ru



Copyright © 2007 "Ingrid'S"